Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Информационные технологии в образовании
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Рассмотрены основные вопросы, касающиеся проблем подготовки учителя информатики на основе компетентностного подхода, компьютерных технологий обучения, представлены результаты анализа психолого-педагогических, дидактических и технологических возможностей современных компьютерных средств обучения и компьютерных коммуникаций. Добавлены новые разделы «Компетентностный подход в педагогической деятельности», «Создание компьютерных средств обучения». Материал пособия построен на основе лекций, прочитанных студентам 5 курса специальности информатика.
Работа рекомендована студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050100.62 – Педагогическое образование, профиль подготовки Информатика.
Пособие может быть полезно учителям, аспирантам и преподавателям, занимающимся модернизацией учебного процесса на базе ИКТ.
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ | 8 |
1.1. Цели и задачи дисциплины | 11 |
1.2. Проблемы подготовки учителя информатики | 13 |
1.3. Требования к уровню подготовки учителя информатики | 14 |
1.4. Необходимые условия подготовки учителя информатики | 17 |
1.5. Вопросы для самоконтроля | 18 |
1.6. Задания для самостоятельной работы | 18 |
2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА | 19 |
2.1. Парадигмы образования | 19 |
2.1.1. Традиционная парадигма образования | 19 |
2.1.2. Необходимость новой парадигмы образования | 20 |
2.1.3. Модель новой парадигмы образования | 24 |
2.1.4. Цель, задачи, принципы новой модели образования | 26 |
2.2. Компетентностный подход: сущность и структура | 29 |
2.3. Компетентность и компетенции | 34 |
2.4. Компетенции учителя информатики | 40 |
2.5. Вопросы для самоконтроля | 47 |
2.6. Задания для самостоятельной работы | 48 |
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | 49 |
3.1. Необходимость новых технологий обучения и контроля | 49 |
3.2. Возможности компьютерных технологий обучения | 52 |
3.3. Из истории развития технологий компьютерного обучения | 55 |
3.4. Автоматизированные (компьютерные) технологии обучения | 57 |
3.5. Мультимедийные технологии в обучении | 61 |
3.6. Интернет - технологии обучения | 64 |
3.7. Компьютерные дистанционные технологии обучения | 64 |
3.7.1. Основные положения и принципы дистанционного обучения | 65 |
3.7.2. Необходимые условия развития системы ДО | 67 |
3.7.3. Дистанционные образовательные технологии в школе | 69 |
3.8. Функции и характеристики компьютерного обучения | 72 |
3.9. Субъекты образовательного процесса в компьютерных средах обучения | 76 |
3.10. Вопросы для самоконтроля | 85 |
3.11. Задания для самостоятельной работы | 86 |
4. СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ | 87 |
4.1. Теоретические основы создания компьютерных средств обучения | 87 |
4.2. Принципы, положенные в основу разработки компьютерных средств обучения | 88 |
4.3. Подходы и этапы проектирования компьютерных средств обучения | 95 |
4.4. Требования к разработке компьютерных средств обучения | 98 |
4.5. Структура и алгоритмы электронных компьютерных средств обучения | 104 |
4.5.1. Концептуальная структура КСО | 104 |
4.5.2. Алгоритмы контрольно-обучающей и контролирующей программ | 106 |
4.5.3. Электронное гиперссылочное учебное пособие | 110 |
4.5.4. Интерактивный электронный задачник | 113 |
4.6. Контроль и тестирование в компьютерной среде обучения | 116 |
4.7. Подготовка и представление обучающего материала в КСО | 118 |
4.7.1. Требования, предъявляемые к обучающему материалу | 118 |
4.7.2. Подготовка и представление теории в КСО | 119 |
4.7.3. Типы и структуры обучающих заданий | 121 |
4.8. Реализация интерактивного режима работы КСО | 124 |
4.9. Дизайн-эргономические требования при создании КСО | 126 |
4.10. Оформление и размещение информации на экране | 131 |
4.10.1. Размещение текстово-графической информации на экране | 131 |
4.10.2. Шрифтовое оформление учебного материала | 135 |
4.10.3. Цветовое оформление учебного материала | 139 |
4.10.4. Использование мультимедийных вставок в КСО | 140 |
4.11. Инструментальные средства создания КСО | 142 |
4.11.1. Обзор инструментальных средств | 142 |
4.11.2. Анализ инструментальных средств разработки КСО | 146 |
4.12. Вопросы для самоконтроля | 152 |
4.13. Задания для самостоятельной работы | 153 |
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ | 154 |
5.1. Психолого-педагогические возможности компьютерных средств обучения | 154 |
5.2. Дидактические возможности использования КСО | 160 |
5.3. Дидактические принципы использования компьютерных средств обучения | 166 |
5.4. Классификация компьютерных средств обучения | 168 |
5.5. Подход к оценке и выбору систем управления обучением | 172 |
5.6. Краткая характеристика компьютерных средств обучения | 174 |
5.6.1. Контрольно-обучающие компьютерные программы | 174 |
5.6.2. Демонстрационно-обучающие программы | 176 |
5.6.3. Электронные гиперссылочные учебники | 177 |
5.6.4. Программы компьютерного контроля и тестирования | 179 |
5.6.5. Системы моделирования | 186 |
5.7. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса | 187 |
5.7.1. Системы поиска информации | 187 |
5.7.2. Дистанционно-образовательная среда обучения LMS Moodle | 189 |
5.7.3. Информационно-методическая среда «Электронный портфель учителя» | 194 |
5.8. Дидактические принципы применения компьютера и компьютерных средств обучения | 196 |
5.8.1. Использование компьютера на практических занятиях | 196 |
5.8.2. Методика применения дистанционно-образовательной среды обучения LMS Moodle в школьном курсе информатики | 201 |
5.9. Вопросы для самоконтроля | 203 |
5.10. Задания для самостоятельной работы | 204 |
6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДАХ ОБУЧЕНИЯ | 205 |
6.1. Введение в проблему коммуникации в образовательной среде | 205 |
6.2. Возможности компьютерных средств коммуникации | 206 |
6.3. Инструментальные средства педагогического взаимодействия | 210 |
6.4. Некоторые этические проблемы коммуникации в компьютерной среде | 213 |
6.5. Методика применения компьютерных средств коммуникации | 217 |
6.6. Вопросы для самоконтроля | 223 |
6.7. Задания для самостоятельной работы | 223 |
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ | 224 |
7.1. Необходимость и задачи автоматизации | 224 |
7.2. Автоматизация управления учебным учреждением | 226 |
7.2.1. Система «малой автоматизации» документооборота | 227 |
7.2.2. Информационная система управления учреждением | 228 |
7.3. Обзор систем автоматизации управления деятельностью | 232 |
7.3.1. Система «КМ-ШКОЛА» | 232 |
7.3.2. Информационная система Net School | 233 |
7.3.3. Информационная система «Хронограф» | 235 |
7.3.4. Электронный журнал учителя | 236 |
7.4. Автоматизация информационно-методического обеспечения | 238 |
7.5. Региональный ресурсный центр | 238 |
7.6. Информационно-образовательные сайты | 241 |
7.6.1. Школьный сайт | 241 |
7.6.2. Сайт кафедры | 241 |
7.7. Информационно-образовательный портал | 242 |
7.7.1. Принципы создания информационно- образовательного портала | 243 |
7.7.2. Архитектура программного комплекса | 244 |
7.8. Примеры образовательных порталов | 247 |
7.8.1. Портал «Сеть творческих учителей» | 247 |
7.8.2. Российский портал открытого образования | 248 |
7.8.3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам | 248 |
7.8.4. Портал цифровых образовательных ресурсов | 249 |
7.8.5. Официальный информационный портал поддержки ЕГЭ | 249 |
7.9. Распределенные образовательные ресурсы и библиотеки | 250 |
7.9.1. Распределенные образовательные ресурсы | 250 |
7.9.2. Распределенные электронные библиотеки | 251 |
7.10. Создание единой информационно-образовательной среды | 253 |
7.10.1. Подходы к формированию и развитию ЕИОС | 253 |
7.10.2. Требования и принципы создания и развития ЕИОС | 256 |
7.10.3. Задачи ЕИОС в образовательном процессе | 256 |
7.10.4. Алгоритм формирования и развития ЕИОС | 257 |
7.11. Вопросы для самоконтроля | 265 |
7.12. Задания для самостоятельной работы | 266 |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 267 |
8.1. Состав и структура учебной материальной базы | 267 |
8.1.1. Кабинет информатики и вычислительной техники | 268 |
8.1.2. Программно-методическое обеспечение предмета ИКТ | 269 |
8.2. Организация работы в кабинете информатики | 273 |
8.2.1. Основные виды деятельности заведующего кабинетом | 273 |
8.2.2. Основные виды деятельности учителя | 274 |
8.2.3. Основные виды деятельности учащихся | 274 |
8.3. Эффективное и безопасное использование средств ИКТ | 274 |
8.3.1. Требования к организации режима работы на компьютере | 274 |
8.3.2. Гигиенические рекомендации к работе в кабинете ИКТ | 277 |
8.3.3. Требования к помещениям для работы с компьютерами | 278 |
8.4. Вопросы для самоконтроля | 280 |
8.5. Задания для самостоятельной работы | 280 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ | 281 |
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 287 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ АВТОРА | 288 |