Естественно-научный подход в современной психологии: сборник научных трудов
Автор:
Год издания: 2014
Издательство: Институт психологии РАН
Ответственный редактор:
Барабанщиков В.А.
Объем (стр.):
880
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга посвящена обсуждению широкого круга вопросов, касающихся реализации естественно-научного подхода в психологических исследованиях, и содержит около 150 статей, с различных сторон раскрывающих данную тему. Обсуждаются вопросы методологии естественно-научного изучения психических явлений, роли и места естественно-научных методов исследования (прежде всего, эксперимента) в развитии психологической науки, перспектив и границ применения экспериментальных и эмпирических методов в психологических исследованиях, создания новых экспериментальных средств и процедур, формализации психологического познания, объяснения и интерпретации данных экспериментальных исследований и мн. др. Данный труд является содержательным продолжением серии коллективных научных трудов, посвященных проблемам эксперимента в психологии, выпущенных за последнее время («Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы», 2010; «Современная экспериментальная психология», 2011; «Экспериментальный метод в структуре психологического знания», 2012). Выход настоящего издания приурочен к 185-летию со дня рождения И. М. Сеченова и 165-летию И. П. Павлова, выдающихся русских ученых, заложивших естественно-научные основы изучения психических явлений в отечественной науке.
Предисловие | 9 |
I. Принципы естественно-научного познания в психологии | 11 |
Г. Г. Аракелов. Будущее российской психологии – в развитии нейронаук | 11 |
В. В. Васина, Р. Г. Халитов. Открытая (экспериментальная) психология – путь к новой парадигме: синергия гуманитарных и естественно-научных исследований | 20 |
С. С. Зорин. Роль В. М. Бехтерева в развитии психологии в России | 28 |
И. Н. Карицкий. Исследовательские объекты психологии и естественных наук: сравнительный анализ | 32 |
А. Ф. Корниенко. О противопоставлении естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии | 38 |
Н. С. Куделькина. Методологические проблемы в экспериментальных исследованиях неосознаваемых когнитивных процессов | 42 |
В. А. Мазилов. Естественно-научный подход в психологии: штрихи к биографии | 46 |
В. А. Мазилов, Е. А. Голубкова. Естественно-научная парадигма и перспективы парадигмального синтеза в современной психологии | 51 |
А. В. Никольская. Тенденция к сдвигу от естественно-научной к гуманитарной парадигме в изучении психики животных | 58 |
Т. А. Ратанова. Развитие идей И. П. Павлова в отечественных психофизиологических исследованиях | 63 |
И. Г. Титов. Принцип интеграции в постнеклассической психологии | 69 |
Л. Р. Фахрутдинова. Категория переживания: о соотношении естественно-научной и гуманистической парадигм в психологии | 74 |
Г. Г. Филиппова. Сравнительно-психологический метод в исследовании раннего развития психики человека | 81 |
Ю. Е. Шелепин. Нейроиконика и психология | 87 |
Г. В. Шукова. Парадигмальные особенности психологии межвидового взаимодействия | 90 |
Е. А. Юматов. Развитие естественно-научных представлений о природе психической деятельности мозга | 96 |
II. Объективные методы исследования. Математизация психологического знания | 103 |
В. Н. Антипов, А. В. Жегалло. Междисциплинарный естественно-научный подход в изучении способности восприятия глубины, объема образов плоскостных изображений с применением бинокулярного айтрекера | 103 |
С. Л. Артеменков. Научные нормы и эвристики в оценке вероятности сопредставленных событий | 112 |
С. Л. Артеменков, С. И. Попков. Графическое конструирование иерархических экспериментальных процедур | 118 |
М. М. Басимов. Нелинейная психология в конкретных исследованиях | 125 |
Б. И. Беспалов, О. А. Климова. Зависимость ретестовой надежности эффекта Струпа от варьируемых в тесте факторов | 132 |
А. Н. Воронин. Преодоление неопределенности инструкции в корреляционном исследовании | 140 |
Г. М. Головина, Т. Н. Савченко. Разработка методики определения локальных профессиональных норм | 145 |
В. Е. Дубровский, А. В. Гарусев. Многоканальные модели зрения | 151 |
А. В. Жегалло, П. А. Мармалюк. Характеристики изображений, определяющие эффективность их различения | 157 |
И. И. Иванчей, Н. В. Морошкина. Критерий принятия решения в задачах на имплицитное научение: сопоставление эмпирических данных с вычислительной моделью | 162 |
С. С. Исаков, А. В. Жегалло. Многопольный оптический датчик для тахистоскопических исследований | 169 |
И. Н. Карицкий, Д. Г. Зимовщикова. Аппаратурные методики психологической диагностики как реализация объективного подхода в психологии | 172 |
И. А. Кибальченко. Современная практика математических измерений эффекта интеграции в психологии (на примере интеграции разных форм опыта старшеклассников) | 178 |
И. М. Пучкова. Успешность начального этапа обучения в вузе: статистический анализ компонент | 182 |
А. А. Семяшкин. Значения медианы и среднего арифметического как стандартизированные психодиагностические критерии разделения полюсов когнитивных стилей у мужчин и женщин | 187 |
В. К. Солондаев, Е. В. Конева. Оценка устойчивости результатов субъективного шкалирования | 191 |
Н. Ю. Стоюхина. Советские психотехники – изобретатели и рационализаторы экспериментальных приборов | 198 |
III. Сравнительная психология и психофизиология | 205 |
И. А. Басюл, В. А. Барабанщиков. Интерфейс мозг-компьютер: психологическая перспектива | 205 |
Б. Н. Безденежных. Изучение соотношения мозговых и психических процессов с помощью острого введения алкоголя | 214 |
Д. Н. Берлов. Методологические аспекты концепции нервных коррелятов сознания | 220 |
О. В. Борачук, Ю. Е. Шелепин, А. К. Хараузов, П. П. Васильев, В. А. Фокин, А. В. Соколов. Исследование особенностей принятия решения в профессиональной деятельности операторов методом фМРТ | 226 |
А. И. Булава, И. И. Русак, О. Е. Сварник. Успешность обучения и его психофизиологические основания при последовательном формировании двух навыков | 228 |
Е. Г. Вергунов, Е. И. Николаева. Проблема получения научного знания на примере методологии анализа вариабельности сердечного ритма | 232 |
В. В. Глебов, Г. Г. Аракелов, Е. А. Сошников. Междисциплинарный подход в изучении психофизиологической адаптации иностранных студентов (на примере китайских учащихся) | 239 |
Т. Н. Греченко, А. В. Жегалло, А. Н. Харитонов. Коммуникация у прокариот | 246 |
Л. А. Дикая, В. В. Карпова. Динамика функциональной организации коры головного мозга у испытуемых с профессиональной художественной подготовкой на разных этапах творческого процесса | 254 |
И. С. Дикий. Особенности функциональной организации коры головного мозга у одаренных учащихся различных возрастных групп при выполнении когнитивной деятельности | 260 |
И. С. Дикий, Л. А. Дикая. Психофизиологические характеристики субъектов при реализации ложных ответов | 265 |
Н. В. Звёздочкина, В. Н. Антипов, Г. Н. Ахмадуллина. Динамика спектральной мощности ЭЭГ при восприятии плоскостных изображений как объемных после специального обучения | 271 |
Н. П. Ивлиева, Ю. Р. Чистова, А. Г. Горкин. Изменения мозгового обеспечения поведения при потере его результативности | 279 |
М. С. Кузьмичева, Н. В. Звёздочкина. Некоторые психофизиологические особенности у студентов с разным уровнем невербальной креативности | 284 |
Е. В. Мнацаканян. Возрастные изменения краткосрочной памяти на слова и фигуры у здоровых испытуемых: поведенческие показатели и многоканальные вызванные электрические ответы мозга | 289 |
Г. С. Радченко. Влияние исходных параметров вегетативной регуляции на результат прослушивания классических музыкальных произведений | 296 |
Л. А. Селиванова. Хемочувствительность рыб к аминокислотам по результатам физиологических и психофизических исследований | 301 |
А. А. Созинов, П. А. Пескова, Ю. И. Александров. Оценка постоянства связи выполнения актов поведения и активности нейрона при механическом повреждении его мембраны | 306 |
А. Ю. Соколов, И. А. Хватов. Восприятие собственного тела у змей | 313 |
И. А. Хватов, В. И. Гулимова, В. М. Барабанов, А. Ю. Соколов, С. В. Савельев, А. Н. Харитонов. Особенности локомоции хрящепалых гекконов в орбитальном эксперименте | 318 |
И. А. Хватов, А. Ю. Соколов, А. Н. Харитонов, К. Н. Куличенкова. Восприятие собственного тела у крыс | 326 |
Б. В. Чернышев, И. Е. Лазарев, Д. В. Брызгалов, Н. А. Новиков, Е. С. Осокина, А. С. Антоненко, Е. А. Архипова. Электрофизиологические корреляты спонтанных сбоев внимания – указание на предвнимательный уровень обработки информации | 332 |
IV. Психофизика и психология восприятия | 339 |
К. И. Ананьева, А. А. Демидов, Т. А. Швец. Динамика механизмов межрасового восприятия | 339 |
О. А. Арбекова, А. Н. Гусев. Влияние разноуровневых установок на время зрительного поиска в условиях инверсии | 350 |
Т. Н. Бандурка. Исследование интермодальных взаимодействий в полимодальном восприятии у студентов | 355 |
В. А. Барабанщиков, И. Ю. Жердев. Распознавание сложных зрительных паттернов во время саккадических поворотов глаз | 362 |
В. А. Барабанщиков, О. А. Королькова, Е. А. Лободинская. Распознавание эмоциональных экспрессий лица в условиях стробоскопической экспозиции | 371 |
И. В. Блинникова, С. С. Григорович, А. И. Измалкова, Ф. Р. Бадалова. Пространственная организация зрительного семантического поиска | 378 |
Н. А. Выскочил, В. Н. Носуленко. Экспериментальное исследование восприятия эмоционально окрашенных акустических событий | 384 |
И. М. Захаров. Восприятие субъективных (иллюзорных) контуров сложной формы | 392 |
Т. С. Князева, А. В. Торопова. Сравнение восприятия эмоционального контекста музыки российскими и китайскими музыкантами | 396 |
А. И. Ковалёв, О. А. Климова, Г. Я. Меньшикова. Профиль опто-кинетического нистагма как индикатор выраженности иллюзии векции | 403 |
О. А. Королькова. Категоризация статических и динамических переходных экспрессий лица | 409 |
В. И. Лупандин, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева, Т. К. Ковязина. Изучение дифференциальных порогов зрительных стимулов у девочек и мальчиков младшего школьного возраста | 416 |
Е. А. Лупенко. Эффективность восприятия и опознания личности человека, изображенного на портрете, в условиях предъявления целого и фрагментарного лица | 420 |
Е. А. Лупенко, О. А. Королькова. Интермодальное сопоставление объектов с эмоциональным содержанием | 426 |
И. Н. Макаров, А. В. Чистопольская. Влияние искажений изображений на процесс распознания лиц | 433 |
Е. М. Орлова. Экспериментальные исследования влияния музыки на человека в творчестве В. М. Бехтерева | 439 |
А. В. Северин. Особенности восприятия предметов с вариативной формой подростками при блокировке у них зрительного и моторного звеньев механизма перцептивного действия | 444 |
А. В. Северин, Г. В. Лосик. Особенности работы механизма «глазорука» у подростков при изучении ими упругости предметов с вариативной формой | 449 |
И. Г. Скотникова., В. М. Шендяпин, А. И. Степанова. Парадоксальное соотношение уверенности в решении c трудностью сенсорной задачи | 456 |
Ю. Ф. Тюлюпов. Актуальность трансдисциплинарной методологии исследований онтологической характеристики перцепции | 462 |
И. С. Уточкин. Статистические репрезентации зрительных ансамблей | 468 |
Н. Г. Шпагонова, В. А. Садов, Д. Л. Петрович. Динамические аспекты хранения физической и семантической информации | 475 |
С. А. Языков, М. В. Фаликман. Поиск букв и слов среди букв: сравнительное исследование с регистрацией движений глаз | 480 |
V. Психология познавательных процессов | 487 |
Е. М. Алексеева. Эксперимент в психолингвистике: изучение фонологических активационных процессов при продуцировании отдельных слов и связных словосочетаний | 487 |
С. Н. Бурмистров. Осознанная обратная связь как фактор формирования неосознанного знания | 491 |
А. Н. Гусев, О. А. Михайлова, А. Е. Кремлев. Роль внимания и памяти в выраженности феномена «слепота к изменению» | 495 |
В. А. Демарева, С. А. Полевая. Поиск возможных психофизиологических маркеров лингвистической компетенции в пространстве параметров движений глаз применительно к языкам азиатской семьи на примере японского языка | 501 |
А. В. Карпов. Экспериментальное исследование когнитивной интеграции и личностной дифференциации в процессах принятия решения | 507 |
А. А. Кисельников, А. А. Сергеев, А. П. Долгорукова. Комплексное исследование многомерного взаимодействия цветовой и эмоциональной семантических систем | 517 |
Н. Ю. Лазарева. Возникновение эффекта фиксированности как следствие сохранения ранее эффективной схемы решения в рабочей памяти | 520 |
А. А. Лебедь. Роль локуса подсказки в зрительном поле при решении задач различного типа | 527 |
А. Б. Леонова, И. В. Блинникова, И. А. Дегтяренко. Поиск релевантной информации в пространстве интернет-сайтов: эффективность и удовлетворенность пользователей | 531 |
А. Р. Лунева, А. А. Лебедь. Влияние способа предъявления и вида подсказки на скорость решения комбинаторных и инсайтных задач | 537 |
Г. Я. Меньшикова, А. О. Тетерева, М. В. Пестун. Влияние аффективных факторов на формирование когнитивных карт пространства | 542 |
А. А. Митькин. Единство абстрактного и конкретного в изобразительном искусстве и процессах познания | 548 |
О. С. Никифорова, С. Ю. Коровкин. Юмор и решение творческих задач: эмоции vs фреймы | 551 |
В. Н. Носуленко, Э. Паризе, Е. С. Самойленко. Сохранение и передача субъективно значимых характеристик акустического события через его вербальный портрет: межкультурный аспект | 556 |
А. Д. Савинова. Исследование процессов анализа и синтеза в решении задач | 566 |
В. В. Селиванов, Л. Н. Селиванова. Психическое человека в виртуальной обучающей среде | 573 |
К. В. Скороходько. Исследование когнитивной составляющей децентрации: способность представить себя на месте другого у лиц раннего юношеского возраста | 581 |
Г. А. Спиридонов, Ю. К. Корнилов. Специфические особенности поведения и передачи когнитивного опыта профессионала на примере специалистов в иностранных языках | 584 |
О. В. Филяева. Исследование поведенческих паттернов в процессе решения мыслительных задач | 593 |
А. В. Чистопольская. Показатель ширины зрачка как способ фиксации динамики решения инсайтных задач | 600 |
А. В. Штыхина, О. С. Никифорова. Влияние эмоций на решение мыслительных задач | 603 |
VI. Психология личности и социальных явлений | 611 |
И. Р. Абитов. Динамика психологической саморегуляции студентов в процессе получения высшего профессионального образования | 611 |
В. В. Апанович, О. С. Мороз, Б. Н. Безденежных, Ю. И. Александров. Аналитичность–холистичность мышления у представителей разных социальных слоев российского общества | 617 |
А. С. Баканов, М. Е. Зеленова, А. А. Алдашева. Когнитивно-стилевые особенности и успешность работы в системе электронного документооборота | 624 |
Е. В. Беловол. Когнитивные стили и личностные характеристики: артефакт корреляционного анализа или закономерность | 630 |
И. Ю. Владимиров. Динамика модели партнера по взаимодействию в ситуации ролевого конфликта. Роль опыта в построении эффективной модели | 638 |
И. Ю. Владимиров, В. А. Пелевина. Особенности эффектов функциональной фиксированности у детей дошкольного возраста | 643 |
Е. В. Головина. Связь уверенности с интеллектом | 647 |
О. И. Деревянко. Структурно-содержательные характеристики коммуникативной компетентности личности в контексте личностной зрелости студенческой молодежи | 652 |
М. Д. Дикова. Субъектность и показатели продуктивности и удовлетворенности жизнью | 659 |
А. Н. Елизаров. Качественное исследование психотерапевтичного социально-психологического пространства личности на основе текстуально представленных результатов наблюдения | 667 |
Л. И. Еремина. Исследование формирования креативности студентов в процессе социального воспитания | 672 |
И. И. Знаменская. Моральное поведение: дифференциация и дедифференциация | 679 |
А. Ю. Калугин. Структура смыслообразующей активности на личностном уровне интегральной индивидуальности | 685 |
Л. З. Левит. Еще раз о природе счастья: экспериментальное исследование | 693 |
С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова. Межполовые различия профессионально важных качеств непроизводственных менеджеров первой линии | 700 |
И. А. Николаева. Ассоциативные функциональные пробы в изучении процессов ценностного оценивания | 707 |
Л. М. Попов, Е. Н. Ибрагимова. Метод экспериментального изучения внутренней и внешней мотивации личности | 713 |
М. В. Селезнева. Метод кросстабуляции в экопсихологическом исследовании взаимодействия субъектов образовательной среды | 718 |
И. Р. Сушков, Н. С. Козлова. Вовлеченность в социальную сеть как проявление личностной потребности человека в коллективном субъекте | 725 |
И. А. Юров. Исследование свойств нервной системы спортсменов в зависимости от структуры деятельности | 730 |
К. И. Юрова, И. А. Юров. Междисциплинарные связи в структуре индивидуальности | 735 |
И. М. Юсупов. Маркеры этнокультурной дистанцированности народов Татарстана | 740 |
VII. Психология функциональных состояний и деятельности | 749 |
В. А. Барабанщиков, Е. Г. Хозе. Оценки экспрессий спокойного лица | 749 |
О. П. Марченко. Оценка аффективно окрашенных слов русского языка в рамках многомерного подхода к исследованию эмоций | 759 |
Е. Н. Митрофанова. Диагностика предстартовых состояний спортсменов | 765 |
Е. А. Падурина, М. М. Басимов. Нелинейное влияние понимания причин состояния ребенка на родительские чувства | 772 |
А. О. Прохоров. Образ психического состояния: теоретические аспекты | 778 |
А. О. Прохоров, А. В. Чернов. Роль рефлексии в процессе регуляции психических состояний студентов | 783 |
Д. М. Рамендик, Е. Г. Чернышева. Саморегуляция функциональных состояний, эффективность когнитивных процессов и индивидуальные различия | 789 |
Е. Л. Сергиенко. Стратегии поведения в условиях ситуации неопределенности и эмоциональной неустойчивости | 793 |
Л. Р. Фахрутдинова, Т. Н. Сабиров. Переживание учебной деятельности и интеллектуальные способности младших школьников Китайской Народной Республики | 796 |
О. Ю. Цуканова. Феномен психического выгорания в профессиональной среде менеджеров | 801 |
VIII. Клинические исследования в психологии | 805 |
Т. В. Галкина, Н. Г. Артемцева. Общее и особенное в представлении о психологическом здоровье личности | 805 |
О. Е. Ельникова. Особенности сенситивного и эмоционального уровня внутренней картины болезни представителей разных групп здоровья | 811 |
И. В. Запесоцкая. Эмоциональные переживания как условие реализации ценностно-смысловой сферы личности при сахарном диабете 1-го типа | 818 |
Н. В. Зорина, С. С. Зорин. Многоуровневый комплексный подход формирования психического здоровья детей | 824 |
В. В. Кобыльченко. Проблема психологической диагностики детей с отклонениями в развитии: теоретические аспекты | 829 |
А. Р. Ковалева, С. А. Исайчев. Комплексное изучение деформаций у индивидов с фобическими расстройствами и применение метода биоуправления для их коррекции | 836 |
В. С. Меренкова. Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья младших школьников с эмоциональным интеллектом их родителей | 842 |
В. Б. Никишина, И. В. Запесоцкая. Трансформация временной перспективы инвалидов вследствие травм и контртеррористических действий | 847 |
Е. И. Николаева, А. В. Добрин. Анализ вариабельности кардиоритма при припоминании эмоциональных событий у детей 7–8 лет | 854 |
И. Н. Омельченко. Психодиагностика хронотопа коммуникативной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: синтез естественно-научной и гуманитарной парадигм | 860 |
Н. В. Фомина, И. А. Ревина. Субъективные представления о процессе лечения врачей и пациентов | 866 |
Н. Е. Харламенкова, Д. А. Никитина. Психологические последствия влияния на человека опасного для жизни заболевания: анализ случая | 873 |