Самоцветы : сборник: художественная литература
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин; 1852–1912) — русский прозаик и драматург.
Вниманию читателей предлагается сборник «Самоцветы», в котором собраны очерки, рассказывающие о путешествии по Уралу и знакомящие с одним из старейших промыслов на Руси — добычей драгоценных камней.
Настоящая работа помимо своей художественной ценности повествования гармонично сочетает в себе научные описания минералов.
Мамин-Сибиряк — подлинно народный писатель, внесший значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные произведения глубоко реалистичны, в них отражен дух русского народа, его вековая судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
I. Мой приятель Василий Васильич и «наши». Вода тронулась. | |
Торфяники. Окунька едет в Париж на выставку. Читали ли вы сочинение господина Ипполита Тэна? Нарядчик Захар Иваныч. Старый завод | 5 |
II. Начетник. Старинная башня с курантами. Нынешний Невьянск и кожаны доброго старого времени. Ряды, сундучный промысел, иконопись и «лучинкова вера» | 12 |
III. Магическое слово. Духовная золотопромышленность. Поля и забытый богом Петрокаменский завод. Опять поля, Мурзинка и бабий «гнет» в 50 000 р | 19 |
IV. Новая мера. Гора Тальян. Громкое название: копь цветных камней. Старинная копь на Тальяне. Как «руководствуют» цветной камень нынче. Якунъка и Пронька. Характеристика различных названий копей. Величина копей. Архиерейский камень, искусственные самоцветы, шерлы | 26 |
V. «Шкатунка» Самойла. Зеленая крыша и гостеприимные ворота. Сумасшедшие цены на самоцветы. Сама мамынька Ульяна Епифановна и ее коллекция топазов. Поездка в Калташи. Поповский самоцвет и «любопытный» человек Данила. Как добывают на Положихе сапфиры и рубины. Потерянный алмаз | 34 |
VI. Геологическое строение полосы, где расположены мурзинские копи. Топазы и бериллы. Горные хрустали. Малиновый шерл. Изумрудные копи на р. Токовой. Камни на Востоке и у классических народов. Связанные с ними суеверия и посвящения. Камни древней Руси. Переходящая мода на камни в новейшее время и современное нам суеверие. Горное идолопоклонство | 44 |
VII. Центр уральских самоцветов. Плутующий мужик. Хождение сырого самоцвета по мукам. Торговец и мужик. Мастер-гранильщик и тот же мужик. Анекдот с артельным камнем | 56 |
VIII. Начало гранильного дела на Урале. Основание гранильной фабрики в Екатеринбурге и ее значение. «Екатеринбургская грань». Современное положение гранильного промысла по современным статистическим данным. Разные группы мастеров, на которые распадается «каменнорезная масть»: в собственном смысле гранильщик драгоценных камней, резчик печатей, рельефная работа по камню и т. д | 65 |
IX. Торговля самоцветами. «Сам». Допотопные операции этой торговли собственно в магазинах с каменными изделиями. Солдат Лекандра на толкучке и оборотистый москвич. Торгующий при номерах | 73 |
X. «Каменная болезнь» и ее жертвы. Коллектор-специалист, коллектор-промышленник и коллектор-любитель. Конкуренция самоцветам со стороны искусственных камней. Воровство камней | 80 |