Педагогика креативности : прикладной курс научного творчества: учебное пособие
Год издания: 2013
Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании (МЦИТО)
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
212
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебное пособие «Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества» написано по материалам образовательного курса «Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся», проводимого авторами для широкого круга педагогической общественности.
Авторы предлагают систему технологий научного творчества, среди которых – теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера, система непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной, система заданий открытого типа В. В. Утёмова.
Эта книга будет полезна разным категориям читателей: руководителям и заместителям руководителей образовательных учреждений, методистам, педагогам, учителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам учреждений дополнительного образования.
Авторы предлагают систему технологий научного творчества, среди которых – теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера, система непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной, система заданий открытого типа В. В. Утёмова.
Эта книга будет полезна разным категориям читателей: руководителям и заместителям руководителей образовательных учреждений, методистам, педагогам, учителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам учреждений дополнительного образования.
Предисловие | 5 |
Прикладной курс научного творчества | 6 |
Модуль 1. Креативная педагогика, или педагогика креативного образования | 6 |
1.1. Креативная педагогика | 6 |
1.2. Основные понятия креативной педагогики | 8 |
1.3. Креативная педагогика как наука и учебная дисциплина | 9 |
1.4. Дифференциация и периодизация креативного образования | 11 |
Модуль 2. Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач | 17 |
2.1. Упражнения на развитие творческого воображения | 17 |
2.2. Методы развития творческого воображения и поиска новых решений | 23 |
2.3. Метод проб и ошибок | 26 |
2.4. Мозговой штурм | 33 |
2.5. Упражнения для эффективной работы при мозговом штурме | 44 |
Модуль 3. Методы преодоления психологической инерции | 50 |
3.1. Что такое психологическая инерция | 50 |
3.2. Виды психологической инерции | 56 |
3.3. Общие правила и рекомендации по преодолению психологической инерции | 69 |
Модуль 4. Интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся | 70 |
4.1. Методы научного творчества | 70 |
4.2. Теория решения изобретательских задач | 71 |
4.3. ТРИЗ как технология творчества | 73 |
4.4. Основные понятия ТРИЗ | 75 |
4.5. Развитие системного мышления | 76 |
4.6. Системный эффект | 79 |
4.7. Моделирование | 81 |
4.8. Как найти главные части и связи | 83 |
4.9. Упражнения на усвоение понятия «система» | 84 |
Модуль 5. Концептуальные основы и модель системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ | 89 |
5.1. Ретроспективный анализ традиционной педагогической системы | 89 |
5.2. Система НФТМ-ТРИЗ | 93 |
Модуль 6. Система творческих заданий. Инновационная структура креативного урока | 98 |
6.1. Модель развития творческой личности | 98 |
6.2. Педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей школьников | 101 |
6.3. Методические рекомендации к структуре креативного урока | 102 |
6.4. Содержание блоков и их психологическое обоснование | 104 |
Модуль 7. Методика обучения работе с приемами разрешения противоречий | 112 |
7.1. Система приёмов разрешения противоречий | 112 |
7.2. Список приемов разрешения противоречий | 115 |
7.3. Алгоритм поиска требуемого приёма разрешения противоречия | 115 |
7.4. Примеры | 130 |
7.5. Система упражнений на выявление противоречий | 131 |
Модуль 8. Применение фондов эффектов и ресурсов системы для обучения решению творческих задач | 136 |
8.1. Применение фондов эффектов и ресурсов системы для обучения решению творческих задач | 136 |
8.2. Информационный фонд | 137 |
8.3. Ресурсный подход | 138 |
8.4. Работа с ресурсами | 139 |
8.5. Алгоритм проведения ресурсного анализа | 140 |
Модуль 9. Система заданий открытого типа для развития креативности учащихся. Приёмы составления картотеки задач открытого типа | 142 |
9.1. Задачи открытого типа | 142 |
9.2. Учебные задачи | 146 |
9.3. Требования к формулировке учебной задачи открытого типа | 148 |
9.4. Критерии оценивания задач открытого типа | 151 |
9.5. Уровни трудности задач открытого типа | 154 |
Вопросы для самоконтроля | 157 |
Модуль 1. Креативная педагогика, или педагогика креативного образования | 157 |
Модуль 2. Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач | 163 |
Модуль 3. Методы преодоления психологической инерции | 172 |
Модуль 4. Интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся | 176 |
Модуль 5. Концептуальные основы и модель системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ | 177 |
Модуль 6. Система творческих заданий. Инновационная структура креативного урока | 180 |
Модуль 7. Методика обучения работе с приемами разрешения противоречий | 182 |
Модуль 8. Применение фондов эффектов и ресурсов системы для обучения решению творческих задач | 186 |
Модуль 9. Система заданий открытого типа для развития креативности учащихся. Приемы составления картотеки задач открытого типа | 188 |
Ответы на вопросы самоконтроля | 190 |
Библиографический список | 194 |
Приложения к модулю 8 | 198 |
Приложение 1. Фонд физических эффектов | 198 |
Приложение 2. Фонд химических эффектов | 205 |
Приложение 3. Фонд геометрических эффектов | 208 |
Сведения об авторах | 211 |