Мир народной картинки: сборник научных трудов
Автор:
Год издания: 1999
Издательство: Прогресс-Традиция
Под общей редакцией:
Даниловой И.Е.
Объем (стр.):
415
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Сборник Мир народной картинки содержит уникальный по своему разнообразию и художественным освоенностям материл. Народная картинка России, Западной Европы, Индии, Китая, Монголии, Бразилии… Русский лубок и авангард... Старообрядческий лубок… Народная игрушка… Неожиданные сопоставления тем, сюжетов и идей позволяют яснее увидеть истоки произведений литературы и изобразительного искусства, знакомых нам с детства — таких, как сказки Пушкина, Гоголя, произведения Кандинского, Малевича, Пикассо. Для большинства людей лубок долгое время был «низким искусством», хотя великие мастера зачастую черпали вдохновение в народном творчестве. Своим появлением эта книга обязана желанию восстановить народное искусство в нравах и познакомить широкого зрителя с материалами исследователей, бережно собиравших и изучавших народное наследие.
В.М. Соколов. Лубок как художественная система | 9 |
Приложение. "Горестная Рождественская ночь, или Девять занесенных снегом школьников". Немецкая книжка-моритат начала XX века | 30 |
А.Г. Сакович. Дмитрий Александрович Ровинский и его коллекция народной картинки | 36 |
Приложение. Список экспонатов выставки "Народная картинка России, Европы и Азии из собрания Д.А. Ровинского" | 51 |
М.А. Ахметьев. Фабрика народных картинок Ахметьевых в Москве (1744-1869) | 59 |
Приложение 1. Лубочные картинки фабрики И.Я. Ахметьева из цензурного альбома, подписанного П. Годеиным, демонстрировавшиеся на выставке ГМИИ им. А.С. Пушкина весной 1997 года | 84 |
Приложение 2. Картинки фабрики Ахметьевых, демонстрировавшиеся на выставке, но не попавшие в цензурный альбом (были выполнены после 1788 года) | 85 |
Приложение 3. Гравюры, выполненные И.П. Чуваевым | 85 |
Приложение 4. Картинки, выполненные на фабрике Т. Ахметьевой на голубой бумаге (первая четверть XIX века) | 85 |
Приложение 5. Лубки Ахметьевской фабрики 1850—1852 годов, заказанные издателем М. Дмитриевым в металлографии Анны Васильевны Ахметьевой | 86 |
З.А. Лучшева. Старообрядческий лубок из коллекции В.Г. Дружинина (в собрании ГМИР) | 87 |
Е.Б. Овсянникова. К реконструкции "Первой выставки лубков" в Москве (1913) | 93 |
А.Г. Сакович. Народные гравированные книги в России XVII—XIX веков: репертуар и бытование | 112 |
Е.И. Иткина. Песенный лубок как разновидность русской печатной графики | 132 |
Н.А. Топурия. Лубочное издание "Жития Эзопа" и западноевропейская изобразительная традиция | 146 |
Ю.М. Ходько. Народная картинка "Всякое дыхание да хвалит Госиода" и ее иконографические источники | 156 |
В.Е. Ефремова. Барокко и рисованные листы русских старообрядцев | 162 |
М. Пельтцер. Русская политическая картинка 1812 года: условия производства и художественные особенности | 173 |
Н.И. Уварова. Об авторах рисунков для группы гравюр на темы войны 1812 года | 185 |
Г.А. Воронина. О бытовании лубочных картинок в русской народной среде в XIX веке | 192 |
И.С. Веселова. "Рассказ" и "разговор": мужской и женский тексты в русской городской народной культуре | 212 |
А.К. Чекалов. Интерпретация новых мотивов и сюжетов в народной игрушке XVIII—XIX веков. Из архива А.К. Чекалова | 222 |
Т.А. Мозжухина. Гжельский фарфоровый лубок | 241 |
М.Г. Давидова. Вертепный театр и лубочные картинки | 258 |
А.Г. Левинсон. Ритмо-циклическая структура столичных гуляний XIX века В России (на примере самоката) | 264 |
Ю.А. Дмитриев. Борьба становится зрелищем | 273 |
Н.М. Зоркая. Мотив персидской княжны в "разинском" лубочном цикле и в русской литературе XIX—XX веков | 278 |
В.М. Щуров. Русский лубок и народная музыка | 291 |
Т.В. Сергеева. Народная картина Монголии | 297 |
М.Д. Горбушина. Индийская народная картина XX пека из собрания Государственного музея искусств народов Востока | 307 |
И.Н. Соломоник. Народная картина и практике сказителей Азии | 313 |
Е.Н. Васина. Лубочные книжки и культуре современной Бразилии | 323 |
М.А. Бессонова. У истоков лаборатории авангарда: от лубка к "великим наивам" | 333 |
Б.М. Соколов. Объединение "Синий всадник" и народная картинка | 345 |
Приложение 1. Русские народные картинки из собрания В.В. Кандинского | 357 |
Приложение 2. Народная картинка других стран из собрания В.В. Кандинского | 363 |
Д. К. Бернштейн. Татлин?! Гончарова?! Ле Дантю?! (об одном загадочном лубочном опыте русского классического авангарда) | 364 |
К. Г. Богемская. Контекст примитива: быт и музей | 377 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 384 |
М. Лотман. Художественная природа русских народных картинок | 384 |
Список сокращений | 397 |