Культурная память : письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности: монография
Автор:
Ассман Я.
Год издания: 2004
Серия:
Studia Historica
Издательство: Языки славянской культуры (ЯСК)
Перевод с немецкого:
Сокольской М.М.
Объем (стр.):
368
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга гейдельбергского египтолога профессора Яна Ассмана посвящена роли, которую играет память о прошлом в построении культурных идентичностей, в том числе политических. Память о прошлом находит свое зримое выражение в письменности, с изобретением которой мир человеческого общежития переживает революционные изменения. Эти процессы получают в книге теоретическое обоснование, а затем рассматриваются на примере трех высоких культур древнего Средиземноморья: Египта, Израиля и Греции.
Книга обращена ко всем интересующимся современными культурологическими подходами к изучению Древнего мира.
Книга обращена ко всем интересующимся современными культурологическими подходами к изучению Древнего мира.
ПРЕДИСЛОВИЕ | 11 |
ВВЕДЕНИЕ | 14 |
Часть первая. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ | 27 |
Глава первая. ПОМНЯЩАЯ КУЛЬТУРА | 29 |
Предварительные замечания | 29 |
I. Социальное конструирование прошлого: Морис Хальбвакс | 35 |
1. Индивидуальная и коллективная память | 36 |
2. Фигуры воспоминания | 38 |
a) Отнесенность к пространству и времени | 39 |
b) Отнесенность к группе | 40 |
c) Воссоздающий характер | 42 |
3. Память versus история | 44 |
4. Заключение | 47 |
II. Формы коллективной памяти о прошлом: Коммуникативная и культурная память | 50 |
1. «The Floating Gap»: два Modi Memorandi | 50 |
2. Обряд и праздник как первичные формы организации культурной памяти | 59 |
3. Ландшафты воспоминания «Мнемотоп» Палестина | 63 |
4. Переходные формы | 64 |
a) Память об умерших | 64 |
b) Память и традиция | 67 |
III. Опции культурной памяти о прошлом: «горячая» и «холодная» память о прошлом | 70 |
1. Миф о «чувстве истории» | 70 |
2. «Горячая» и «холодная» опции | 72 |
3. Альянс власти и памяти | 74 |
4. Альянс власти и забвения | 76 |
5. Документация — контроль или осмысление истории | 77 |
6. Абсолютное и относительное прошлое | 79 |
7. «Мифомоторика» памяти о прошлом | 83 |
a) Обосновывающая и контрапрезентная память о прошлом | 83 |
b) Память о прошлом как сопротивление | 88 |
Глава вторая. ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА | 93 |
I. От обрядовой к текстовой когерентности | 93 |
1. Повторение и интерпретация | 94 |
2. Повторение и воскрешение в памяти | 96 |
3. Древние письменные культуры: поток традиции | 98 |
4. Канонизация и интерпретация | 100 |
5. Повторение и варьирование | 104 |
II. Канон — к прояснению понятия | 110 |
1. История значения слова «канон» в античности | 110 |
a) Масштаб, правило, критерий | 114 |
b) Образец, модель | 117 |
c) Правило, норма | 118 |
d) Таблица, перечень | 119 |
2. Дальнешее развитие значения | 122 |
a) Канон и кодекс | 123 |
b) Освящающий принцип: формула единообразия или автономность | 124 |
c) Освященный набор текстов: канон и классика | 126 |
3. Выводы | 130 |
a) Заострение инвариативности: от точности к святости | 130 |
b) Укрощение вариативности: связывание и обязывание под знаком разума | 131 |
c) Заострение границы: поляризация | 133 |
d) Заострение ценностной перспективы: полагание идентичности | 134 |
Глава третья. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ | 139 |
I. Идентичность, сознание, рефлексия | 139 |
1. Личная и коллективная идентичность | 139 |
2. Исходные структуры и интенсифицированные формы | 142 |
3. Идентичность, коммуникация, культура | 149 |
a) Формы символизации идентичности | 149 |
b) Циркуляция | 150 |
c) Традиция: ритуальная коммуникация и обрядовая когерентность | 153 |
II. Этногенез как интенсифицикация исходных структур коллективной идентичности | 154 |
1. Интеграция и централизация | 155 |
2. Дифференциация и эгалитарность | 163 |
Часть вторая. ЧАСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | 175 |
Предварительные замечания | 177 |
Глава четвертая. ЕГИПЕТ И ОТКРЫТИЕ ГОСУДАРСТВА | 181 |
I. Основные черты египетской письменной культуры | 181 |
1. Мифомоторика интеграции | 181 |
2. «Монументальный дискурс»: письмена власти и вечности | 183 |
3. Канон и идентичность | 189 |
II. Храм поздней эпохи как «канон» | 192 |
1. Храм и книга | 192 |
2. Номос храма | 201 |
3. Платон и египетский храм | 206 |
Глава пятая. ИЗРАИЛЬ И ИЗОБРЕТЕНИЕ РЕЛИГИИ | 213 |
I. Религия как сопротивление | 213 |
1. Возведение «медной стены»: путь Израиля и Египта к ортопрактическому отмежеванию | 214 |
2. Исход как фигура воспоминания | 217 |
3. «Движение Единый Яхве» как формирующая память общность воспоминания | 217 |
4. Религия как сопротивление. Возникновение религии из оппозиции (собственной) культуре | 222 |
5. Воскрешение традиции как культурная политика Персии | 225 |
II. Религия как память о прошлом: Второзаконие как парадигма культурной мнемотехники | 230 |
1. Шок забвения. Легенда об основании культурной мнемотехники | 233 |
2. Угроза памяти о прошлом и социальные условия забвения | 241 |
Глава шестая. РОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ ИЗ ДУХА ПРАВА | 247 |
I. Семиотизация под знаком наказания и спасения | 247 |
1. Iustida connectiva | 250 |
2. Хеттская историография около 1300 г. до н. э. | 254 |
3. Семиотизация истории под знаком спасения | 263 |
II. Теологизация истории под знаком теологии воли: От «харизматического события» к «харизматической истории» | 267 |
1. Знак и чудо: харизматические события как первая ступень теологизации истории | 267 |
2. Харизматическая история как вторая ступень теологизации истории | 270 |
3. К генеалогии вины | 274 |
Глава седьмая. ГРЕЦИЯ И ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ МЫСЛИ | 279 |
I. Греция и следствия письменной культуры | 279 |
1. Алфавитная система письма | 279 |
2. Система письма и письменная культура | 285 |
II. Гомер и греческий этногенез | 293 |
1. Героическая эпоха как гомеровская память о прошлом | 293 |
2. Память о Гомере: классика и классицизм | 298 |
III. Гиполепсис — письменная культура и эволюция идей в Греции | 302 |
1. Формы гиполептической организации дискурса | 304 |
2. Гиполептический процесс как превращение авторитета и критики в особые институты | 308 |
3. Есть ли у мышления история? История духа как гиполептический процесс | 312 |
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ - ПОПЫТКА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ | 317 |
Литература | 327 |
Именной указатель | 355 |