Технологии и методики обучения литературе : учебное пособие для бакалавров
Год издания: 2020
Издательство: ФЛИНТА
Редактор:
Коханова В.А.
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
248
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Содержание пособия соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Технологии и методики обучения литературе». В пособии представлены информационные материалы и практические рекомендации, предназначенные для студентов и преподавателей высших учебных заведений, которым предстоит работать в условиях двухуровневой подготовки кадров.
Для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050300.62 «Филологическое образование», а также учителей и преподавателей литературы учреждений общего среднего и начального профессионального образования.
Для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050300.62 «Филологическое образование», а также учителей и преподавателей литературы учреждений общего среднего и начального профессионального образования.
ВВЕДЕНИЕ | 7 |
Глава 1. Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования | 11 |
1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования | 13 |
1.2. Цели и задачи литературного образования | 20 |
1.3. Содержание школьного курса литературы | 26 |
1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования | 26 |
1.3.2. Программы школьного литературного образования | 28 |
1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования | 30 |
1.4. Этапы школьного литературного образования | 33 |
Глава 2. Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования | 37 |
2.1. Технологии и методы преподавания литературы в теоретико-понятийном аспекте: сходство и различие | 37 |
2.2. Методы преподавания литературы в историческом ракурсе | 40 |
2.3. Технологизация современного образования | 56 |
Глава 3. Процесс школьного литературного образования | 60 |
3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования | 60 |
3.2. Учитель и учащиеся как субъекты процесса литературного образования | 62 |
3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования | 64 |
3.3.1. Художественное произведение как главный объект изучения в процессе литературного образования | 66 |
3.4. Чтение как важнейший компонент процесса литературного образования | 74 |
3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования | 75 |
3.4.2. Эмоционально-ценностный эффект чтения в процессе литературного образования | 78 |
3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования | 80 |
3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования | 82 |
3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе | 82 |
3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования | 83 |
3.6. Обучение как компонент педагогического процесса при изучении литературы | 96 |
3.6.1. Цели обучения литературе | 97 |
3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе | 99 |
3.7. Деятельность учителя и учащихся в процессе литературного образования | 104 |
3.7.1. Деятельностный подход в обучении литературе | 104 |
3.7.2. Интерпретационная деятельность | 106 |
Глава 4. Организация процесса литературного образования | 110 |
4.1. Формы организации процесса литературного образования | 110 |
4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса | 111 |
4.2.1. Классификация уроков литературы | 113 |
4.2.2. Структура урока литературы | 117 |
4.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по литературе | 118 |
4.3.1. Виды самостоятельной деятельности учащихся по литературе | 121 |
4.3.2. Этапы и формы организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе | 123 |
4.3.3. Модели организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе | 124 |
4.3.4. Информационные технологии в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе | 127 |
4.4. Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся | 131 |
4.5. Организация внеклассной работы по литературе | 135 |
4.5.1. Цели внеклассной работы по литературе | 135 |
4.5.2. Формы организации внеклассной работы по литературе | 136 |
4.5.3. Этапы организации внеклассного мероприятия | 139 |
4.5.4. Музейная деятельность в процессе литературного образования школьников | 140 |
Глава 5. Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе | 142 |
5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения | 142 |
5.2. Изучение художественных произведений с учетом родовой и жанровой специфики | 146 |
5.2.1. Особенности анализа лирических произведений | 146 |
5.2.2. Анализ эпического произведения в школе | 148 |
5.2.3. Изучение драматического произведения на уроках литературы в средних и старших классах | 150 |
5.3. Формирование духовного мира школьника в процессе анализа художественного произведения (на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Океан») | 152 |
5.4. Изучение теории литературы как основы для анализа художественного произведения | 162 |
Глава 6. Методы и технологии преподавания литературы на основе личностно-ориентированного подхода | 164 |
6.1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в образовании | 164 |
6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования | 168 |
6.3. Концептный метод на уроках литературы | 183 |
6.4. Задачно-презентативный метод как технология личностно-ориентированного образования | 191 |
Глава 7. Инструментарий учителя литературы | 202 |
7.1. Учебно-методический комплекс по литературе как средство обучения | 203 |
7.2. Средства наглядности при изучении литературы | 206 |
7.3. Информационные технологии и компьютер как современные образовательные инструменты в процессе литературного образования | 208 |
Глава 8. Методика преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде | 215 |
8.1. Полиэтническая и поликультурная среда образовательных учреждений | 215 |
8.2. Методы и технологии преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде | 219 |
8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой) | 222 |
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ | 238 |
БИБЛИОГРАФИЯ | 243 |