Поурочные разработки по литературе : 8 класс : к УМК под ред. В.Я. Коровиной: методическое пособие
Автор:
Егорова Н. В.
Год издания: 2022
Серия:
В помощь школьному учителю
Издательство: Вако
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
320
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга доступна только по дополнительной подписке.
Узнать подробнееКнига находится в издательской коллекции:
Коллекция «Учебная литература для общего образования (ВАКО)» АЭИ «Интермедиатор»Коллекция «Русский язык и литература — основная школа (ВАКО)» АЭИ «Интермедиатор»
Предлагаемые в пособии поурочные разработки по литературе для 8 класса составлены согласно требованиям ФГОС основного общего образования. Порядок тем соответствует учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный перечень учебников. В пособии педагог найдёт всё, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного материала, подробные сценарии уроков с комментариями к вопросам и заданиям учебника, тесты, рекомендации по подготовке к сочинениям.
Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литература» в составе УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва , В.И. Коровина 2019–2022 гг. выпуска.
Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литература» в составе УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва , В.И. Коровина 2019–2022 гг. выпуска.
От автора | 3 |
Тематическое планирование учебного материала | 4 |
Урок 1. Русская литература и история | 7 |
Устное народное творчество | 11 |
Урок 2. Русские народные песни | 11 |
Урок 3. Исторические песни. Предания. Предание «О покорении Сибири Ермаком» | 14 |
Из древнерусской литературы | 18 |
Уроки 4, 5. Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 18 |
Из литературы XVIII века | 25 |
Урок 6. XVIII век в истории России. Д.И. Фонвизин «Недоросль» | 25 |
Урок 7. Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 32 |
Урок 8. Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 36 |
Урок 9. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Урок-дискуссия на тему «Значение комедии для современников и следующих поколений» | 41 |
Урок 10. Развитие речи. Подготовка к инсценировке фрагментов пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 49 |
Урок 11. Контрольный урок по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века» | 50 |
Из русской литературы XIX века | 52 |
Урок 12. А.С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта» | 52 |
Урок 13. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ глав I, II) | 58 |
Урок 14. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин (анализ глав III–V) | 63 |
Урок 15. Пугачёв и народ в романе «Капитанская дочка» (анализ глав VI, VII) | 67 |
Урок 16. Средства характеристики героев романа «Капитанская дочка» (на примере глав VIII–XII) | 72 |
Урок 17. Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа «Капитанская дочка». Анализ эпизода | 81 |
Урок 18. Подведение итогов изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению | 84 |
Урок 19. Лирика А.С. Пушкина | 95 |
Урок 20. М.Ю. Лермонтов и история. Поэма «Мцыри» | 101 |
Урок 21. Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 109 |
Урок 22. Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания | 113 |
Урок 23. Подготовка к обучающему сочинению по поэме «Мцыри» | 123 |
Урок 24. Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией | 128 |
Урок 25. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения | 134 |
Урок 26. Хлестаков и хлестаковщина | 139 |
Урок 27. Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению | 148 |
Урок 28. Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 160 |
Урок 29. Образ «маленького человека» в литературе. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя | 165 |
Урок 30. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» | 168 |
Урок 31. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» | 170 |
Урок 32. Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | 174 |
Урок 33. Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» | 178 |
Урок 34. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | 183 |
Урок 35. «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём в рассказе | 186 |
Урок 36. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее | 191 |
Урок 37. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова | 197 |
Урок 38. А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 202 |
Из литературы XX века | 209 |
Урок 39. Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» | 209 |
Урок 40. А.А. Блок. Историческая тема в творчестве Блока. «Россия» | 212 |
Урок 41. О.Э. Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 216 |
Урок 42. И.С. Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству | 219 |
Урок 43. М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 223 |
Писатели улыбаются | 227 |
Урок 44. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А.Т. Аверченко | 227 |
Урок 45. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М.М. Зощенко «История болезни» | 231 |
Произведения о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов | 238 |
Уроки 46, 47. Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 238 |
Вариант уроков 46, 47. Великая Отечественная война в стихотворениях советских поэтов | 244 |
Уроки 48, 49. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор | 248 |
Урок 50. Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» | 257 |
Уроки 51, 52. В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 257 |
Современные авторы – детям | 265 |
Урок 53. А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Неудачница» | 265 |
Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | 267 |
Уроки 54, 55. Стихотворения И.Ф. Анненского, Д.С. Мережковского , Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова | 267 |
«Мне трудно без России…» | 274 |
Урок 56. Поэты русского зарубежья о Родине | 274 |
Из зарубежной литературы | 278 |
Уроки 57, 58. В. Шекспир. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта» | 278 |
Урок 59. Сонеты Шекспира | 285 |
Уроки 60, 61. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | 288 |
Уроки 62, 63. Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман | 298 |
Уроки 64, 65. Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи» | 304 |
Урок 66. Повторение и систематизация изученного | 312 |
Урок 67. Итоговый тест | 313 |
Урок 68. Итоговый урок | 314 |