
Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностии лиц с нарушениями речи : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов: методическое пособие
Год издания: 2024
Серия:
Специальная педагогика
Издательство: КАРО
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
432
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В книге представлен широкий спектр психодиагностических методик (более 100), направленных на изучение психических процессов, поведенческой, когнитивной и эмоционально-личностной сфер психики. При отборе предпочтение отдавалось методикам, которые являются результатом обобщения многолетнего опыта научных исследований и практического их применния.
Психодиагностические методики помогут логопеду различить речевые расстройства по их происхождению, а также уточнить механизмы имеющихся у ребенка, подростка или взрослого психологических нарушений.
Пособие предназначено логопедам, дефектологам, психологам и студентам.
Психодиагностические методики помогут логопеду различить речевые расстройства по их происхождению, а также уточнить механизмы имеющихся у ребенка, подростка или взрослого психологических нарушений.
Пособие предназначено логопедам, дефектологам, психологам и студентам.
От авторов | 3 |
Введение. Понятие о психодиагностике | 6 |
Глава 1. Методы психологической диагностики детей раннего дошкольного возраста | 25 |
Особенности психодиагностики детей раннего дошкольного возраста | 25 |
Возрастные нормы физического и нервно-психического развития детей раннего возраста | 33 |
Исследование состояния общей моторики | 34 |
Исследование зрительного восприятия | 36 |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса | 37 |
Исследование слухового восприятия | 38 |
Исследование внимания | 39 |
Исследование памяти | 45 |
Исследование конструктивного праксиса и ручной умелости | 46 |
Обследование импрессивной стороны речи | 46 |
Обследование экспрессивной стороны речи | 48 |
Исследование мышления | 51 |
Глава 2. Методы психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста | 53 |
Особенности психодиагностики детей старшего дошкольного возраста | 53 |
Методы исследования сформированности физических качеств и навыков | 58 |
Методика оценки психомоторного развития ребенка | 62 |
Оценка зрительно-моторной координации «Змейка» Н.И. Озерецкого (1930) | 71 |
Метод определения уровня зрелости нервных процессов. Теппинг-тест | 72 |
Оценка восприятия | 73 |
Исследование внимания | 76 |
Методика «Запомни и расставь точки» | 76 |
Исследование концентрации и устойчивости внимания | 78 |
Исследование памяти | 79 |
Определение объема памяти | 79 |
Определение продуктивности запоминания | 80 |
Исследование интеллекта, диагностика речевых расстройств | 81 |
Методика «Повторение фраз» | 81 |
Исследование артикуляторной моторики | 83 |
Исследование фонематического слуха | 85 |
Методика «Чтение схем-слов» | 86 |
Исследование мышления | 87 |
Методика «Четвертый лишний» для определения у детей уровня развития операций классификации на невербальном уровне | 87 |
Методика определения уровня развития операции классификации на вербальном уровне у детей от 6 лет | 88 |
Оценка воображения | 89 |
Методика «Дорисовывание фигур» | 89 |
Диагностика эмоционально-аффективной сферы | 92 |
Проективные графические методики | 94 |
Методика «Несуществующее животное» | 99 |
Методика «Автопортрет» | 105 |
Тест «Кинетический рисунок семьи» | 110 |
Тест «Дом — дерево — человек» | 116 |
Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка | 120 |
Диагностика страхов | 123 |
Детский тест тревожности | 125 |
Диагностика межличностных отношений | 134 |
Метод свободного картирования | 134 |
Методика Рене Жиля | 135 |
Методика оценки адаптивного поведения дошкольников | 150 |
Рисуночный тест оценки адаптивного поведения дошкольников | 157 |
Глава 3. Методы оценки готовности ребенка к школе | 174 |
Ориентировочная оценка школьной зрелости | 175 |
Ориентировочный тест школьной зрелости | 180 |
Тест «Диагностика готовности к обучению в школе» | 182 |
Определение у старших дошкольников сформированности мотивационной готовности к школе — «внутренней позиции школьника» | 197 |
Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе «Представь себе...» | 198 |
Глава 4. Методы психологической диагностики детей школьного возраста | 201 |
Особенности психодиагностики младших школьников | 201 |
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста | 203 |
Изучение самооценки школьников | 207 |
Опросник САН | 210 |
Шкала оценки уровня тревоги и тревожности | 213 |
Тест школьной тревожности Филлипса | 217 |
Личностный опросник Г. Айзенка для детей | 222 |
Социометрия | 226 |
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири | 233 |
Методика незаконченных предложений | 249 |
Список слов для определения объема словаря | 255 |
Методика Д. Дали (D. Daly) для выявления лиц с клаттерингом | 257 |
Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан | 260 |
Глава 5. Методы психологической диагностики семьи | 264 |
Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) | 264 |
Методика оценки отношения родителей к ребенку и жизни в семье (PARI) | 270 |
Методика диагностики родительского отношения | 282 |
Опросник для родителей. Анализ семейного воспитания (АСВ) | 288 |
Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) | 298 |
Глава 6. Методы психодиагностики взрослых | 315 |
Особенности психодиагностики взрослых | 315 |
Методы оценки внимания | 324 |
Оценка избирательности внимания (по методике Мюнстерберга) | 325 |
Оценка устойчивости внимания | 326 |
Оценка объема внимания | 329 |
Оценка переключаемости внимания | 331 |
Методики оценки асимметрии полушарий головного мозга | 334 |
Опросник М. Аннет | 334 |
Опросник для оценки асимметрии рук | 336 |
Методики оценки речи | 337 |
Карта речевого обследования заикающегося | 337 |
Тексты для чтения заикающимися детьми (А) и взрослыми (Б) | 340 |
Методы оценки личности и эмоционально-волевых характеристик | 341 |
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокича) | 341 |
Личностный дифференциал | 345 |
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса | 349 |
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса | 352 |
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта | 355 |
Ориентационная анкета Б. Басс (B. Bass) | 358 |
Опросник для оценки уровня общих притязаний | 363 |
Шкала оценки речевых притязаний | 365 |
Шкала Р. Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков | 367 |
Личностный опросник Г. Шмишека для оценки акцентуаций личности | 371 |
Диагностика тревоги и депрессии | 381 |
Методика измерения уровня тревожности Жанет Тейлор | 381 |
Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) | 383 |
Диагностика депрессии Д. Бернса | 389 |
Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни | 393 |
Цветовой тест отношений | 417 |
Литература | 420 |