Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна: научная литература
Автор:
Год издания: 1940
Издательство: Государственное учебно-педагогическое издательство
Объем (стр.):
265
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В настоящей книге даны важнейшие отрывки из сочинений Р. Оуэна по вопросам воспитания и образования (в переводах А. И. Анекштейна и Н. А. Тумим-Альмединген) и высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса о Р. Оуэне и его просветительной деятельности.
Предисловие | 2 |
Проф. А. Анекштейн. Основы педагогической системы Р. Оуэна (вступительный очерк) | 3 |
I. Введение. Краткие сведения о жизни и деятельности Роберта Оуэна | 3 |
II. О двух основных периодах в развитии педагогических идей Оуэна | 12 |
III. Основы теоретических построений Оуэна в нью-лэнаркский период | 19 |
IV. Воспитательные задачи Оуэна в нью-лэнаркский период | 30 |
V. Мероприятия по перевоспитанию рабочих | 40 |
VI. Основные принципы нью-лэнаркской воспитательной системы. Нью-лэнаркские школы | 46 |
VII. Пропаганда Оуэном идеи народного образования | 72 |
VIII. Коммунистическая община Оуэна и ее социальные основы | 77 |
IX. Пагубное значение «троицы зол» для образования человеческого характера | 84 |
X. Связь воспитания и образования с организацией труда | 90 |
XI. Воспитание и образование в коммунистической общине | 96 |
XII. Деятельность Оуэна по перевоспитанию рабочих в духе социализма. Влияние оуэнизма на педагогические идеи чартистов | 111 |
XIII. К вопросу о влиянии на Оуэна педагогических идей его предшественников | 118 |
XIV. Значение педагогических идей и деятельности Роберта Оуэна | 134 |
Высказывания Р. Оуэна о воспитании и образовании и отзывы его современников о нью-лэнаркских школах | 143 |
1. Принципы, па которых базируются учения, развивавшиеся в «Новом институте», или факторы образования характера | 143 |
2. Основной принцип, развиваемый в «Опытах об образовании человеческого характера» | 146 |
3. Пять основных факторов, на которых базируется рациональная система, или факторы образования характера | 148 |
4. Важные последствия обрисованного взгляда на образование характера | 149 |
5. Об особенностях ребенка и о формировании человеческого характера | 150 |
6. О воспитании и образовании в новом обществе от рождения до зрелости | 153 |
7. Заблуждение, существующее с древних времен, будто человек сам образует свой характер | 157 |
8. Еще о принципах образования человеческого характера | 158 |
9. О возможности предупреждения преступлений и воспитания разумных привычек | 161 |
10. О воспитании чувств и привычек «живых машин», т. е. лиц, работающих на фабриках | 162 |
11. О мероприятиях по дошкольному воспитанию и о школах в Нью-Лэнарке | 163 |
12. Задачи «Нового института» | 172 |
13. Новые педагоги в школе для маленьких детей | 173 |
14. Новые принципы воспитания в школах Нью-Лэнарка | 174 |
15. Значение школы для маленьких детей | 176 |
16. Искажение идей и системы воспитания Оуэна при дальнейшем устройстве школ для маленьких детей | 176 |
17. Об обязанности государства организовать народное образование и о предложенных планах и методах обучения | 177 |
18. Об усилиях церкви помешать правильной постановке народного образования | 183 |
19. Из «Речи Оуэна на общественном обеде в честь Джозефа Ланкастера в 1812 г» | 184 |
20. Посещение Оуэном Оберлина и мысли о воспитании, высказанные им в беседе с последним | 188 |
21. Мысли о воспитании, высказанные Оуэном в речи на 2-м митинге в Ирландии 12 апреля 1823 г | 190 |
22. Агитация Оуэна в пользу закона об улучшении положения детей, работающих на фабриках | 194 |
23. Основные статьи законопроекта в пользу детей, предложенного Р. Оуэном | 199 |
24. Отзыв депутации гор. Лидса о Нью-Лэнарке | 200 |
25. Посещение д-ром Макнабом Нью-Лэнарка в 1819 г | 201 |
26. Отзывы современников об эксперименте Оуэна | 204 |
27. План занятий в дошкольных учреждениях и школах «Нового института для формирования характера» в Нью-Лэнарке | 210 |
23. Причины нищеты пролетариата после окончания войны с Наполеоном и средства к их устранению | 211 |
29. Неисчислимые преимущества системы кооперации для рационального воспитания | 212 |
30. Сравнение положения и воспитания детей в современных промышленных городах и в проектируемых общинах | 214 |
31. План общины единения и кооперации | 214 |
32. О плане формирования характеров в новом обществе | 216 |
33. Оуэн о своих религиозных сомнениях в ранние годы своей жизни и об отказе от религии | 220 |
34. О религии, как препятствии для основания коммунистических общин и для всякого общественного прогресса | 221 |
35. Высказывания Оуэна о религии в последние годы его жизни | 223 |
36. О буржуазном браке и буржуазной семье, как об учреждениях, препятствующих рождению и воспитанию детей с наилучшим характером | 224 |
37. Одностороннее развитие людей в современном обществе вследствие их разделения по узким профессиям и занятиям | 226 |
38. Правильное воспитание требует развития всех сторон человеческой природы | 227 |
39. О воспитании в коммунистических общинах | 229 |
40. Невозможность правильного воспитания в современном обществе | 232 |
41. О наилучшем воспитании физических, интеллектуальных и моральных сил всего населения | 233 |
42. О знании принципов и практики, посредством которых должны быть сформированы новые условия воспитания | 236 |
43. О делении общества при коммунистическом строе на классы по возрасту и о значении этого деления для воспитательных целей | 238 |
44. Значение новых научных сил для установления коммунистического строя | 243 |
45. Значение знаний для счастья человечества | 244 |
К. Маркс И Ф. Энгельс о Р. Оуэне и его просветительной деятельности (отрывки из сочинений) | 245 |
Ф. Энгельс. Письма из Лондона | 245 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. Святое семейство | 248 |
Ф. Энгельс. Описание возникших в новейшее время и еще существующих коммунистических колоний | 249 |
Ф. Энгельс. Положение рабочего класса в Англии | 250 |
К. Маркс. Тезисы о Фейербахе | 252 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии | 253 |
К. Маркс. Капитал, т. I | 255 |
Ф. Энгельс. Предисловие к книге «Крестьянская война в Германии» | 256 |
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг | 256 |
Литература | 261 |