Возрастная психология: учебник
Автор:
Обухова Л. Ф.
Год издания: 2004
Издательство: Педагогическое общество России
Объем (стр.):
402
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также для всех, кто интересуется вопросами психического развития детей.
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также для всех, кто интересуется вопросами психического развития детей.
ПРЕДИСЛОВИЕ | 3 |
Глава I. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | 7 |
1. Исторический анализ понятия “детство” | 7 |
2. Детство как предмет науки | 17 |
3. Специфика психического развития ребенка | 20 |
4. Стратегии исследования психического развития ребенка | 23 |
Темы для семинарских занятий | 28 |
Задания для самостоятельной работы | 28 |
Литература | 29 |
Глава II. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА | 30 |
1. Биогенетический принцип в психологии | 30 |
2. Нормативный подход к исследованию детского развития | 32 |
3. Отождествление научения и развития | 37 |
4. Теория трех ступеней детского развития | 40 |
5. Концепция конвергенции двух факторов детского развития | 42 |
6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка | 51 |
Темы для семинарских занятий | 68 |
Задания для самостоятельной работы | 68 |
Литература | 68 |
Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ | 69 |
1. Теория Зигмунда Фрейда | 69 |
2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд | 77 |
3. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона | 84 |
Тема для семинарских занятий | 108 |
Задания для самостоятельной работы | 108 |
Литература | 108 |
Глава IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ | 110 |
1. Отход от классического бихевиоризма | 110 |
2. Воспитание и развитие | 115 |
3. Критические периоды социализации | 127 |
4. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения | 131 |
5. Роль подражания в формировании нового поведения | 135 |
6. Ребенок и взрослый | 138 |
7. Семья как фактор развития поведения ребенка | 140 |
Темы для семинарских занятий | 144 |
Задания для самостоятельной работы | 145 |
Литература | 145 |
Глава V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА | 146 |
1. Этапы научной биографии | 146 |
2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже | 152 |
3. Открытие эгоцентризма детского мышления | 158 |
4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка | 172 |
Темы для семинарских занятий | 192 |
Задания для самостоятельной работы | 192 |
Литература | 192 |
Глава VI. Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА | 193 |
1. Смена научного мировоззрения | 193 |
2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.С. Выготским | 203 |
Темы для семинарских занятий | 209 |
Задания для самостоятельной работы | 209 |
Литература | 209 |
Глава VII. КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА | 210 |
1. Кризис новорожденности | 210 |
2. Стадия младенчества | 217 |
3. Ранний возраст | 231 |
4. Кризис трех лет | 242 |
Темы для семинарских занятий | 250 |
Задания для самостоятельной работы | 251 |
Литература | 251 |
Глава VIII. КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА | 252 |
1. Дошкольный возраст | 252 |
2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению | 280 |
3. Младший школьный возраст | 286 |
Темы для семинарских занятий | 300 |
Задания для самостоятельной работы | 301 |
Литература | 301 |
Глава IX. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ | 302 |
1. Влияние исторического времени | 302 |
2. Классические исследования кризиса подросткового возраста | 304 |
3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) | 315 |
Темы для семинарских занятий | 322 |
Задания для самостоятельных работы | 323 |
Литература | 323 |
Глава X. НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ | 324 |
1. П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже | 324 |
2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка | 342 |
3. Формы и функции подражания в детстве | 349 |
4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка | 360 |
Темы для семинарских занятий | 372 |
Литература | 373 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 374 |
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА | 376 |
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959) | 491 |